Заметки о путешествии Дианы Никитиной
По моим наблюдениям, у много путешествующих людей поездки в какой-то момент становятся сродни коллекционированию. В данном случае коллекционируют страны и континенты, стремясь «приобрести» недостающую, редкую. Я уже могла гордиться вполне богатой коллекцией, когда вдруг осознала, что «пропустила» не просто маленькую, богом забытую страну, а целый континент. Имя ему Антарктида.
УШУАЯ – «край света» и «ворота в Антарктику»
Вполне логично путешествие к самому южному материку начинается в самом южном городе Аргентины (а заодно и планеты) – Ушуае. Этот небольшой городок, примостившийся под Андами, так и называют – fin del mundo, «край света». В местном порту меня ждет красавец-теплоход «Си Спирит», на борту которого мне и предстоит покорить Шестой континент.
ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА
До вожделенной Антарктиды нам предстоит сделать две остановки на субантарктических островах – Фолклендских и Южной Георгии. Россияне больше ассоциируют Фолкленды с войной за архипелаг между Аргентиной и Британией, нежели с субантарктической природой. Столица Фолклендов – Порт Стэнли – британский форпост в субантарктике. Это наглядно демонстрируют красные телефонные будки и пабы с британскими флагами и непременным fish and chips в меню.
Арка из реберных костей кита.
Но все это лично для меня совсем не главная достопримечательность. Я ищу следы близости Антарктики – и нахожу.
Типичное местообитание пингвинов представляется среди льда и снега. Здесь же, среди зарослей травы, именуемой tussock grass, обитает 75% мировой популяции хохлатых пингвинов. По-английски они зовутся rockhopper (rock – скала, hopper – прыгун), и это название отражает их манеру передвигаться – они скачут.
Эти хохлатые прыгуны совсем не выглядят милашками. И точно совершенно не боятся человека, бесцеремонно нарушая минимальную 5-метровую дистанцию. Про эти 5 метров, ближе которых мы не должны подходить к любому представителю фауны, нам неоднократно повторил экспедиционный лидер. Пингвинам, видимо, этот закон не писан.
ЮЖНАЯ ГЕОРГИЯ
Южную Георгию называют столицей пингвинов. Забегая вперед, скажу, что самое сильное «пингвинье» впечатление я получила именно здесь. Пингвины были и потом, на материке Антарктида. Но здесь у нас была «королевская аудиенция» у одних из самых красивых представителей пингвиньего рода – у королевских пингвинов.
В Сэлисбери Плейн обитает 250-тысячная колония королевских пингвинов.
Странно было видеть процесс размножения местных «королей» в разных временных стадиях одновременно.
Королевский пингвин высиживает (вернее, выстаивает) яйцо, удерживая его на ногах и укрывая сверху складкой кожи. Занимается этим исключительно самец, самка же в это время отправляется на поиски пищи, чтобы восстановить вес после брачных игр.
Мохнатый пингвин на переднем плане – детеныш королевского пингвина. Он настолько непохож на родителей, что в 19 веке ученые ошибочно причислили его к отдельному виду – «woolly penguine» (шерстистый пингвин).
А у этих «шерстистых» остались только такие вот «прически».
Каждый год на берега Южной Георгии выходят для размножения 2 млн. морских котиков.
Когда-то здесь активно промышляли китов и тюленей. В 1912 Южную Георгию стали называть «Южной столицей китобойного промысла». Охота на китов и тюленей была запрещена в середине 1960-х. Сегодня о тех временах напоминают заброшенные китобойные станции.
Церковь в Грютвикене – единственном поселении на Южной Георгии.
КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА
Вот, наконец, и льды в различных проявлениях – то, с чем ассоциируется континент Антарктида.
Нам объяснили, что такую разновидность «замерзшей воды», как морской лед, удается увидеть не всем гостям Антарктиды. А чтобы он был одновременно разреженными «островками», позволяя пройти сквозь него, и достаточно прочным, чтобы выдержать группку ликующих людей…Это уж совсем для счастливчиков!
Опасные хищники, морские леопарды, наводят страх и ужас на всех тюленей и пингвинов. Наш мирно грелся на солнце и улыбался.
Мы идем проливом Лемэра, известным также как «ущелье Кодак». Это не просто потрясающе красивое, но и неизменно фотогеничное место собирает на открытых палубах рекордное количество пассажиров с фотоаппаратами – отсюда и название «Кодак».
Нам везет просто необыкновенно. Есть ли что-то более уместное в этом фантастическом проливе, чем парусник?
Разве что кит, помахавший нам хвостом на выходе из Лемэра.
Бухта Плено пленяет огромными статичными айсбергами, размером с многоэтажные дома. И пещерами, куда очень хочется заглянуть…
НАУЧНЫЕ СТАНЦИИ
Порт Локрой, регион Антарктического полуострова. До 1962 в Порт Локрой располагалась британская исследовательская база. Сейчас в летний сезон на базе станции открывается музей истории освоения Антарктиды. При музее – сувенирный магазин и почта, откуда я отправила друзьям открытку с видом Антарктики и британской антарктической печатью.
Так жили полярники.
Портреты Мэрилин Монро и других актрис в полный рост напоминают о долгих зимовках в те времена, когда работа на антарктических станциях была исключительно мужским делом.
Небольшой кусочек Украины в Антарктиде, украинская станция «Академик Вернадский» досталась Украине в 1996 году в наследство от Великобритании за 1 фунт стерлингов (оригинал памятной монеты можно увидеть на стене здешнего бара).
Российская станция Беллинсгаузен. При станции расположена единственная в Антарктике русская православная церковь.
Если бы Антарктика была музыкой, это был бы Моцарт. Если живописью – Микеланджело. Литературой – Шекспир. И все равно – это нечто большее. Единственное место на Земле, оставшееся таким, каким может быть только оно. Нам никогда не постичь его. Антарктика – не принадлежащая ни одному государству, и одновременно принадлежащая сразу всем – не стала очередным экспонатом моей «географической коллекции». Она, как и все уникальное, осталась вне.
Теги:
АнтарктикаДругие материалы
Подписка на новости
Регулярно делимся новыми идеями для путешествий и спецпредложениями