Полярные станции в Антарктиде, сколько их всего? Российский полярные станции | Клуб Полярных Путешествий

Полярные станции и научные базы Антарктиды

Сколько баз в Антарктиде и чем они занимаются

Вы наверняка знаете, что Антарктида – самый холодный континент. Но на этом интересные факты о ней не заканчиваются. Это еще и “международный континент”: особый район. Страны-участницы Договора об Антарктике объединили усилия для ее демилитаризации, научных открытий и сохранения уникальной экосистемы региона для будущих поколений. Это редкий пример мирного и продолжительного взаимодействия большого числа стран в рамках одного проекта. Антарктида – поистине удивительное место.

Договор об Антарктике предусматривает возможность для стран-участниц проводить регулярные морские экспедиции, а также дает право создать свою станцию южнее 60° южной широты. На сегодняшний день на самом континенте и прилегающих островах работают 70 постоянных научно-исследовательских баз, которые представляют 29 стран со всех материков. Некоторые страны содержат в Антарктиде только сезонные станции, которые принимают исследователей только в относительно теплый период с октября по март. В эти месяцы на оконечностях материка и прилегающих островах бурлит жизнь. Пингвины, альбатросы и многие другие пернатые начинают гнездиться на суше, чтобы отложить яйца и вырастить потомство. Морские млекопитающие, включая тюленя-крабоеда, горбатого кита и морского котика, пируют в гигантских скоплениях криля. Сложно представить более завораживающее зрелище.

Отдельные государства содержат в Антарктике базы обоих типов. Это позволяет проводить максимум исследований за год и собирать ценные сведения о состоянии льдов, вулканической активности, динамике течений, колебаниях температуры воздуха, животном мире Антарктики и многом другом. У России семь полярных станций: Восток, Мирный, Беллинсгаузен, Новолазаревская, Прогресс, Русская и Молодежная.

Научная станция Порт Локрой

Как живут полярники

Российские базы в Антарктиде, как и полярные станции других стран, оборудованы на современный лад. Они сооружены с использованием новейших материалов и технологий. Так воздействие на окружающую среду сводится к минимуму, а полярники обеспечены максимально возможным комфортом. Сейчас полярные станции в Антарктиде повсеместно снабжены электричеством, на некоторых есть своя взлетно-посадочная полоса, не говоря уже про вай-фай. На российских полярных станциях можно попариться в бане, а бельгийцы создали первую в мире станцию “Принцесса Елизавета” по принципам эко-дизайна и разумного обращения с отходами.

Со стороны может показаться, что жизнь полярного исследователя – это каждодневная романтика и разгадка тайн, но на деле все не так просто. Работа на антарктической станции, не лишена манящего флера приключений. Тем не менее, в основном это монотонный труд в тяжелых погодных условиях и полной изоляции от внешнего мира. Ученые обычно подписывают контракт на шесть месяцев или сразу на несколько лет. Перед отправкой на станцию они проходят строгий медицинский отбор, и попасть сюда может не каждый. Но у путешественников есть возможность окунуться в быт полярной станции и познакомиться с исследователями, минуя преграды. Отправляйтесь с нами в экспедиционный круиз в Антарктиду!

Как появились полярные станции в Антарктиде

В 1820 году русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к антарктическому шельфовому леднику в точке 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д. Сейчас это район шельфового ледника Беллинсгаузена. Так был открыт самый южный материк, о существовании которого прежде ходили только догадки и легенды.

Вслед за русской экспедицией до Антарктиды добрались британцы. Всего лишь через два дня команда Эдварда Брансфилда открыла полуостров Тринити на северной оконечности Антарктического полуострова. Эти два события дали начало исследованию нового континента, которое впоследствии вылилось в настоящую гонку экспедиций.

Однако добраться до Антарктиды было лишь первым испытанием. Исследователям из разных стран оказалось куда труднее закрепиться в этих краях. Только представьте, какой объем труда и ресурсов требовался в XIX-XX веках, чтобы доставить все необходимое и возвести сооружения в условиях вечного холода. Но сила человеческого духа возобладала, и теперь в составе экспедиционного круиза вы можете посетить одни из самых интересных и труднодоступных мест на планете.

«Беллинсгаузен» (Россия)

Станция «Беллинсгаузен» была основана Советской Антарктической экспедицией в 1968 году на острове Кинг-Джордж – самом крупном из Южных Шетландских островов. Ее назвали в честь Фаддея Беллинсгаузена, русского адмирала и одного из первооткрывателей Антарктиды. После установки топливных цистерн станция стала главным заправочным пунктом для всего советского антарктического рыболовного флота. В 2002 году ее территорию основательно расчистили: более 1350 тонн металлолома и других отходов были собраны с пляжа и отправлены на переработку.

«Беллинсгаузен» работает круглый год: антарктическим летом здесь живут 40 человек, а на зиму персонал сокращается до 13. Но изоляцию нашим полярникам скрашивает интересное соседство. Совсем рядом стоит чилийская антарктическая станция «Фрей» и китайская «Чанчэн».

Когда слышишь слова «зима в Антарктике», представляешь свирепые снежные бури и десятки градусов ниже нуля, но не всё так страшно. Погодные условия в антарктической зоне сильно зависят от места, и мореплаватели выбирали расположение для полярных станций неспроста. Например, на островах вблизи Антарктического полуострова довольно мягкий климат для этого региона. Средняя температура в августе – самом холодном месяце в году – редко опускается ниже -6,8°С.

Научная станция Беллинсгаузен

Церковь Святой Троицы

Станция “Беллинсгаузен” уникальна не только научными достижениями. В 2004 году прямо возле нее возвели Церковь Святой Троицы. Конструкция была срублена на Алтае из древесины кедра и лиственницы, где она простояла почти год. После этого ее снова разобрали и перевезли на грузовиках в Калининград, откуда она проделала долгий путь в Антарктиду на борту судна «Академик Сергей Вавилов». Служба в полярной церкви организована особым образом: настоятель и священники ежегодно меняются вместе с составом станции.

Церковь Святой Троицы поначалу была самым южным православным храмом на планете. Однако со временем у нее появились “конкуренты”. В 2011 году на украинской станции «Академик Вернадский» открылась часовня Святого равноапостольного князя Владимира, а к концу 2015 года завершилось строительство часовни святого Иоанна Рыльского на болгарской станции «Святой Климент Охридский». Географически оба храма находятся южнее Церкви Святой Троицы, но самым южным постоянно действующим православным храмом де факто была и остается именно она.

«Порт Локрой» (Великобритания)

Станция «Порт Локрой» была построена в 1944 году в живописной бухте на маленьком острове Гудьир. Сейчас ее чаще называют на британский манер, но в действительности она носит имя французского политика Эдуара Локруа. Он известен, в частности, тем, что помог с получением финансирования для экспедиции, которая впоследствии открыла эту бухту в 1904 году.

До 1931 года в бухте развивался китобойный промысел. В 1944 году в рамках секретной операции “Табарин” британские военные возвели здесь станцию для слежки за германскими кораблями и подлодками, угрожавшими транспортным судам союзников. Место получило название «База А». Примечательно, что изначальный план предусматривал высадку в другом месте – в Бухте надежды. Но у стихии было свое мнение, и плотные льды не позволили британцам в точности осуществить задуманное.

После окончания Второй мировой войны вплоть до 1962 года “Порт Локрой” работал как научная и метеорологическая станция. Здесь были проведены первые измерения верхних слоев атмосферы (ионосферы) и впервые в истории записан атмосферный свист из Антарктиды.

В 1996 году британская команда полностью отреставрировала постройки, вернув им первоначальный вид, и учредила музей, открытый для посещения в летнее время. Сейчас на станции можно увидеть метеостанцию, радиорубку, кухню и жилые помещения полярников ХХ века. Это место также любопытно тем, что в «Порт Локрой» приютилось самое южное почтовое отделение в мире. “Пингвинья почта” (Pinguin Post Office) – популярная достопримечательность Антарктиды. Каждый год из красного винтажного почтового ящика достают около 70 тысяч открыток, которые разлетаются более чем в 100 стран мира. Здесь же находится сувенирный магазин, а по соседству живет большая колония субантарктических пингвинов (около 800 пар).

Научная станция Порт Локрой

«Академик Вернадский» (Украина)

Станция «Академик Вернадский» имеет давнюю и необычную историю. В 1934-1937 годах британцы проводили экспедицию на Землю Грейама, тогда-то они и основали полярную станцию на Аргентинских островах вблизи Антарктического полуострова. В 1947 году на острове Винтер появилась постоянная метеообсерватория, а в 1954 году ее перенесли на мыс Марина острова Галиндез. База, получившая название “Фарадей”, начала развиваться, однако большинство построек были возведены значительно позже – в 1979-1980 годах.

Но при чем тут академик Вернадский и Украина? Дело в том, что после распада СССР все советские станции по праву преемственности стали собственностью России. Украина, лишившись присутствия в Антарктиде, инициировала собственную программу. В 1992 году Киев присоединился к Антарктическому договору, а годом позже в составе Академии Наук Украины был открыт Центр антарктических исследований (ЦАИ).

В том же 1993 году Великобритания выступила с предложением передать станцию Фарадей одной из не антарктических стран. Этой страной впоследствии и стала Украина, уплатив Британской антарктической службе символический один фунт стерлингов в обмен на ценное приобретение. Так эта полярная станция вошла в состав украинской Академии наук и получила новое имя – в честь ее первого президента Владимира Вернадского.

В наши дни территорию полярной базы занимают целых девять построек, где 24 исследователя ежегодно несут нелегкую службу. А исследовать им есть что. В частности, трудами ученых стало известно, что за вторую половину ХХ века температура в этом районе стала на 2.5°С выше. Эти и другие наблюдения имеют большое значение для изучения антарктической экосистемы и всей планеты.

Хотя хозяева станции сменились, память о былом присутствии британцев хранится в этих краях до сих пор. Всего в километре от корпусов «Академика Вернадского» на соседнем острове Винтер стоит небольшой музей освоения Антарктиды. Участники наших экспедиционных круизов увидят здесь артефакты, принадлежавшие исследователям и полярникам прошлого века.

Научная станция Академик Вернадский

Проникнитесь духом первооткрывателей

Теперь вы многое знаете о том, сколько полярных станций в Антарктиде, и как складывалась история изучения этого необычного континента. Чтобы попасть туда, забронируйте место в одном из экспедиционных круизов Клуба Полярных Путешествий. Вас ждут захватывающие встречи с дикой природой Антарктики, удивительный животный мир и путешествие в прошлое. В каждый наш антарктический круиз входит посещение хотя бы одной полярной станции. Вы познакомитесь с учеными и узнаете о прелестях и трудностях столь необычной работы на краю Земли.

Партнеры и ассоциации

Российский Союз Туриндустрии Clean Up Svalbard Authentic hotels and cruises Арктика 21 век Polar bear international Национальный парк «Русская Арктика»