Цель ― Северный полюс: кто и зачем путешествует на вершину планеты

Совсем недавно путешествие в самую северную точку планеты было возможно в двух случаях: или ты должен был быть ученым, или отчаянным и очень богатым путешественником-одиночкой. Сейчас ситуация изменилась: доступность таких поездок стала гораздо выше, несмотря на то, что по-прежнему они требует вложений. И во многом ― благодаря герою нашего материала Николаю Савельеву.

В 1999 году Николай начал организовывать экспедиционные круизы на атомном ледоколе «50 лет Победы» на Северный полюс. Вот уже 25 лет «Клуб полярных путешествий» отправляет желающих в фантастическое путешествие, и каждый раз в экспедиции принимает участие сам Николай. В общей сложности он побывал на Северном полюсе более 30 раз.

Путешествие на Северный полюс

Он очаровывает собеседников с первой минуты ― только что вы думали о сотне вещей, а потом неожиданно обнаруживаете себя внимательным слушателем: перед вами книга приключений, полная неожиданных поворотов и захватывающих историй. Это и венчание на самой верхней точке планеты, и история доктора, который копил деньги на экспедицию несколько лет и принес их в пакете из супермаркета, и детективная история о замене многотонной лопасти подо льдами Северного Ледовитого океана, и истории встреч с белыми медведями, ну и конечно, байки про баню на Северном полюсе… Сюжетов хватит на несколько фильмов, но мы попробуем уместить их в одно интервью.

― Николай, когда был создан «Клуб полярных путешествий» и кем были первые ваши путешественники?

― «Клуб полярных путешествий» создавался в 90-годы и по объективным причинам был нацелен на западную аудиторию. Дело в том, что в конце 80-х― начале 90-х годов весь мир уже активно путешествовал. Многие побывали в Париже, Риме, Лондоне, Венеции, были в круизах по Средиземному морю, на Мальдивах, на Карибах и так далее. Крупные туристические операторы искали что-то новое. Туризм в Арктику и Антарктику всегда был интересен, но сделать это было невозможно ― не было специализированных транспортных судов, которые могли бы безопасно перевозить туристов.

Только Советский Союз в то время обладал большим количеством морских судов ледового класса, которые могли безопасно путешествовать в районах Крайнего Севера или Крайнего Юга — Антарктиды.

Круиз на ледоколе

В начале 90-х годов, когда распался Советский Союз, совпали два интереса. С одной стороны, крупным западным операторам были интересны такие направления. С другой — у вновь образованной страны весь флот встал. В начале 90-х годов все суда ледового класса, в основном это научный флот, стояли без работы. Они ржавели, не эксплуатировались, у экипажей не было работы. В общем, была большая катастрофа. В это время иностранные операторы приезжали в молодую Россию и интересовались возможностью фрахтовать или даже приобретать такие суда.

Безусловно, в то время для России такие путешествия были чем-то очень странным и непонятным. Когда я говорил, что организовываю путешествия на Северный полюс на атомных ледоколах, реакция была неоднозначная. Ну кто может позволить себе поехать в такую поездку, да еще и за 10 000 долларов. Такая реакция была понятна, потому что мы тогда еще ничего не видели и практически нигде не были, за редким исключением.

― Иностранные организации пришли в Россию и заинтересовались ледоколами. То есть вы оказались человеком, который знал, как можно зафрахтовать судно?

― Да, в девяностые годы ледоколы были федеральной собственностью и находились под управлением Мурманского морского пароходства. Я, как человек, работавший тогда на севере, был тесно связан с ним. Мурманское пароходство и предложило мне заняться организацией круизов на Северный полюс. С одной стороны у меня был опыт и репутация в России, с другой — прожив много лет за границей, я понимал западную ментальность и уровень западного сервиса. Эти факторы и привели меня к созданию такого продукта.

Капитанский мостик

― Помните ли свой первый рейс на Северный полюс?

― Конечно! Нами была проделана огромная и очень сложная работа. Мы целый год готовились к запуску проекта — покупали оборудование, готовили рейс для специальной эксплуатации, делали экипировки и много другое. Многие вопросы не всегда стыковались. Например, нам нужно было уже через три часа уходить из Мурманска в первый рейс. Для этого нам были выделены определенные часы, когда в Кольском заливе была высокая вода. А вертолет, который должен быть на судне, еще не прилетел. Без него мы никуда не могли уйти. Меня трясло. И вот вертолет прилетел, и топливо пришло. Вроде все готово — сделан мерч и экипировка для туристов, готовы каюты, ресторанное питание. Восемьдесят человек персонала, сто моряков и целый пароход японцев. Стою счастливый на палубе, провожающие с причала мне машут рукой. Мы отходим, и я с ужасом думаю, а что же делать дальше?

Экспедиционные круизы

Я ― моряк, организатор всей морской и экспедиционной частей. Но я не знал тогда, что такое туризм: как общаться с путешественниками, особенно с японскими; что делать сегодня после обеда; с какой скоростью идти.

Вы удивитесь, но я даже не знал когда мы дойдем до Северного полюса и какие там будут льды.

Это сейчас программа отточена до минут, а тогда первый круиз был очень волнительным. За нами наблюдал весь мир: атомный ледокол идет на Северный полюс. Нельзя было это дело никак провалить. В итоге первый рейс мы сделали классно, и туроператоры заинтересовались нашим продуктом.

― С позиции человека, который впервые оказался на Северном полюсе, что вам запомнилось, что оказалось «Ого!»?

― Тогда все было удивительным. Но больше всего меня поразил лед. При возвращении с Северного полюса лед был такой крепкий, что мы сломали одну из лопастей ледокола. Для понимания, у ледокола три винта, на каждом винте по четыре лопасти. Каждая лопасть весит четыре тонны, а в высоту они размером три метра. Так вот, лед срезал эту лопасть просто как щепку. Мы встали. Вокруг белая степь до горизонта. Лед блестит. Мы стоим. А у нас чартер в Мурманске. Если мы опаздываем, то это провал. Началась операция с водолазами по замене этой лопасти подо льдом. Я тогда весь поседел. Но, тем не менее, закончилось все удачно. Мы успели ― изменили маршрут, пошли на Шпицберген и оттуда вертолетами отправили всех сразу в аэропорт.

Вертолетная прогулка

Кстати, тогда на судне был американец из первой сотни американского Forbes, мультимиллиардер, сенатор Соединенных Штатов. Спустя много лет, когда я был в Нью-Йорке, мы с ним встретились. Он сказал: «Николай, ты знаешь, меня сложно чем-то удивить, но я до сих пор помню, как вы меняли эту лопасть. Наверное, это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Еще тогда я понял, что русские ― крутые»

К слову, ученые говорят, что к 2040 году на Северном полюсе и в Арктике в летнее время льда не будет. Я говорю, что это случится намного раньше, так как каждый год вижу состояние льда ― он становится тоньше и слабее. Раньше мы еле-еле доползали до Северного Полюса, а два раза вообще не достигли его. Капитан говорил: «Я не буду ломать ледокол».

― Не надоедают ли лично вам путешествия в одно и то же место на протяжении 25 лет?

― В конце каждого сезона, а обычно круизы проходят в июле-августе, я думаю: все, точка, больше никогда. Ну и что? К апрелю-маю у всех начинается предвкушение новой экспедиции. Не только у меня ― у всей моей команды в 80 человек.

Мы жутко устаем в путешествиях, спим по 4-5 часов. Все расписано по часам и минутам. Никогда не бывает одинаковых рейсов. Всегда что-то по-новому, что-то по-другому. Всегда какие-то вводные приходят. Поэтому это не просто круиз, а экспедиция.

Надоело ― не надоело, устал ― не устал, а к маю всем опять хочется туда. Во-первых, это природа. Я уже 25 лет наблюдаю, как ледокол проламывает трехметровые льды, как они выворачиваются из-под судна, а всегда смотрю как в первый раз. Мы видим белых медведей, у нас есть возможность достаточно близко к ним подойти. Это необыкновенно.

Ледокол "50 лет Победы"

Во-вторых, путешествия ― это новые знания и уникальный опыт, который ты больше никогда и ни с кем не получишь. Мы приглашаем очень интересных людей, ученых, которые всю жизнь посвятили себя Арктике, исследованиям. Они дают такую информацию, которую нигде в интернете не прочитать. Многие удивляются, что прожили столько лет и вдруг узнали что-то совершенно новое.

Знаете, многие ведь не понимают даже, что такое Арктика. До сих пор многие не знают, что Северный полюс ― никакая не Россия, это международные воды. Для многих Арктика — это кусочек от Чукотки до Мурманска. А это еще и канадская Арктика, и Дания, Гренландия, и Исландия, и Норвегия, и масса разных архипелагов.

― Какие люди выбирают путешествие на Северный полюс?

― Раньше было две категории людей. Первая ― романтики, которые всю жизнь мечтали об этом, они вышли из Советского Союза и воодушевлены атмосферой севера, о которой раньше много рассказывали.

Вторая категория — те, кто едет для галочки. Для того чтобы на вопрос «Где ты будешь проводить отпуск?» ответить: «На Северном полюсе». Все, выстрел в висок, ты становишься центром вселенной. Весь вечер будет посвящен только тебе.

Сейчас, конечно, появилась третья категория. Люди, которые говорят: «Я не хочу ехать никуда за границу. Я устал от этого всего. Мне хочется на Камчатку, на Байкал, на Северный полюс».

― Были ли путешественники, которые вас удивляли?

― Я испытываю очень глубокое уважение к тем, кто финансово не может себе позволить такое путешествие, но все-таки они ставят это своей целью и добиваются ее. Они не ездят в отпуска, ничего не покупают. Они копят деньги.

Я никогда не забуду нашего первого такого путешественника и всегда о нем рассказываю.

Северный полюс 2025

Звонит человек: «Я хочу купить круиз на Северный полюс». Мы отвечаем: «Да, пожалуйста, приходите». Он спрашивает: «Простите, а какое у вас метро, как доехать?» К нам на метро, как правило, не ездят. Отвечаем, метро «Смоленская», офис раньше там был. Ну, ладно, кто-то едет к нам на метро. С деньгами. А это начало 2000-х годов.

Заходит мужчина невысокого роста, неприметно одетый. С целлофановым пакетом из какого-то супермаркета. И вываливает оттуда два миллиона рублей.

Бухгалтерия, конечно, все проверила, подготовила официальные документы. Как позже выяснилось, это был обычный врач-терапевт из региональной больницы, который почти пять лет копил на это путешествие. Человек пять лет не ездил в отпуск, давал частную практику, откладывал деньги. Он копил на это путешествие.

Его интересовали только северные красоты. Он не хотел никаких пальм, песка. Ему хотелось увидеть льды и белых медведей. Он хотел побывать на ледоколе. Он с нами потом очень много лет путешествовал, и мы всегда делали для него специальные условия. К таким людям испытываешь искреннее уважение.

Еще помню женщину, которая покупала два-три круиза подряд. Она заходила в начале сезона на судно и путешествовала с нами почти до конца сезона. В отличие от остальных круизов, у нас политика открытого мостика: пассажиры ― часть команды, они тоже во многих процессах принимают участие. Она на этом мостике была почти все время. Ей было интересно все: управление ледокола, работа капитана, прокладывание маршрута, изучение карт. Одни ушли, другие вернулись, а она всегда оставалась.

Потом выяснилось, что у нее умер муж, и в наследство остались большие деньги. Они мечтали поехать на север вместе. Она ничего не покупала вообще, ничего ей не нужно было ― и просто жила этими путешествиями. Мы, конечно, ей тоже давали скидки. Ей было за 60 лет. Очень скромная. Никогда не выделить из толпы. Когда узнаешь такие истории, в душе что-то меняется. Обычно люди не сразу раскрываются. Они же еще и не рассказывают ничего о себе.

― Раскрываются постепенно.

― Да, конечно, они молчат. А мне интересно, ты откуда, ты кто? Как ты здесь оказался, что тобой движет?

Я интересуюсь и этой женщиной, и этим врачом, и этим мультимиллионером. У нас очень много интересных людей.

Например, у нас был человек тоже очень скромного вида из какого-то небольшого российского города. Он купил каюту люкс за восемь миллионов рублей. Оказалось, у него небольшой завод, который делает фильтры для «Газпрома». Он один в стране делает эти фильтры и никто про них ничего не знает. А фильтр стоит как самолет. Он как работал на этом заводе 20 лет, так и работает, но уже стал владельцем. Я спрашиваю, а почему ты взял каюту «люкс»? Отвечает: «Слушай, я всю жизнь работал. Мне хочется». Говорю: «Да не стоит тебе брать это. Ты в эту каюту будешь просто приходить, падать и засыпать». Он хотел, чтобы в каюте шампанское стояло, цветы. Мы, конечно, все это делаем с большим удовольствием.

Северный полюс с Клубом полярных путешествий

А в этом году первое венчание было. У нас один человек ходил два раза на Северный полюс, несколько раз в Антарктиде был. И когда в третий раз собрался на Север, узнал, что мы высаживаем экспедицию Федора Конюхова, который, помимо всего, еще и священник. Он позвонил мне и спрашивает: «Николай, а Конюхов сможет нас повенчать на Северном полюсе? У вас были венчания?» Свадьбы были, дни рождения тоже, а венчаний не было. Я звоню Федору Филипповичу, а он говорит: «Ну, давайте сделаем». Построили часовню! Отправили ее в Мурманск. Федор Конюхов подготовился, взял иконы и все, что нужно для венчания. Получилось красиво.

Каждый год мы что-то такое придумываем. Не ради бизнеса, не ради денег, просто это мне интересно. Как только Конюхов звонит мне, все в моей команде сразу хватаются за головы. Понимают, что мы вдвоем опять что-то придумаем.

― Какая царит атмосфера, когда на борту есть вот такие «горящие» люди?

― Все заряжены. Представьте, мы уезжаем из жаркой Москвы. В Мурманске прохладно. Отходит ледокол. У всех, конечно, сердца стучат.

Вот мы вышли из Мурманска, сутки идем через Баренцево море, ну вроде море и море. Раз ― поплыли первые льдины, первые айсберги. Первые громкие удары льда по корпусу. Все подскакивают, выходят на палубу. Кстати, потом уже никто не обращает на это внимания.

Ледокол ломает лед

Так же с белыми медведями. В начале путешествия объявляем: «Белые медведи по правому борту!» Все вскакивают со своих мест, выбегают с фотоаппаратами: «А-а-а, медведи!». Идем назад: «Белые медведи по левому борту!» — «Угу».

Атмосферу сложно передать словами. Когда подходим к Северному полюсу, накал повышается, все ждут этого. Безусловно, в целом, очень-очень необычно оказаться в точке, где начинаются все меридианы. Мы рассказываем, что наша Земля летит по орбите со скоростью 11 метров в секунду. За час планета пролетает 32 тысячи километров, и мы все летим с этой скоростью. А мы в точке наверху, и шарик наш крутится вокруг этой оси, еще и летит. Нахождение в точке начала всего вызывает разные эмоции: кто-то молчит, у кого-то, наоборот эйфория. Кто-то пьет шампанское, кого-то не достанешь из бани. Кто-то по пять раз прыгает в холодную воду океана, хотя я прошу не рисковать.

― Опасно?

― Не то чтобы опасно, но не хочется, чтобы заболели. Хотя никто за 20 лет не заболел. У нас даже 90-летние японские бабушки купались.

― Японцы в принципе ― долгожители. Скажите, пожалуйста, сколько лет было самому взрослому и самому юному путешественнику?

― У нас была очень интересная компания из четырех женщин. Одной было 30 лет, другой около 50, третьей 70 и четвертой 92 года — четыре поколения одной семьи. Дочь, мама, бабушка и прабабушка вместе поехали на Северный полюс. Все купались. Они часами проводили время на палубе, завороженно смотрели на вековой многомиллионный ультрамариновой лед, который выворачивается из-под ледокола. А самому юному путешественнику был год.

― Можно с совсем малышами ехать?

― Можно всем абсолютно. Это же не экстремальное путешествие. Не нужна никакая физическая подготовка, никаких опасностей. Конечно, мы рекомендуем брать детишек где-то с 6-летнего возраста, потому что они начинают осознавать, что это такое. В более раннем возрасте для них ледокол ― какой-то огромный объект. На нем 2000 помещений. Есть и бассейн с морской водой, и бар, и библиотека, и две сауны, огромный спортивный зал, где можно играть баскетбол, волейбол, теннис. Есть аниматоры, которые занимаются с детьми. Родители счастливы, потому что дети не сидят в телефонах.

Лекции на ледоколе

― Как ситуация со связью в путешествии?

― Связи там нет. Многих пугает остаться на 10 дней без связи: бизнес, дети, родители, а вдруг дома что-то произойдет. Я говорю: «Ребят, я путешествую 25 лет, ни разу ничего не произошло. Бизнес не разрушился, никто не заболел, и, слава богу, не умер. Забудьте обо всем на 10 дней, и вы почувствуете давно забытые ощущения. Вы вернетесь обратно и ваш мозг будет немножко по-другому работать».

Мы же сидим вот здесь (прим. ред: показывает на телефон) 24 часа в сутки. К сожалению, 80% информации ― негативной. И вся эта информация блокирует, в общем-то, наше сознание и наш креатив тоже.

Когда отключаешься от этого всего, ты начинаешь общаться, ты слышишь человека. Это совершенно другой уровень общения. И дети, и взрослые забывают про телефоны! Один пассажир сказал: «Николай, вы должны брать дополнительные деньги за отсутствие связи». Хотя, конечно, спутниковые телефоны есть на ледоколе, можно позвонить. Но я рекомендую не звонить, а переключиться на то, что происходит вокруг. Даже если что-то произойдет, с ледокола никак не выбраться.

Представьте картину. В баре сидит человек, держит телефон перед глазами и смотрит на него. Раз прохожу мимо, второй. Минут 15 прошло, он сидит в той же позе. Вдруг замечаю, что экран-то черный. Я спрашиваю: «Ты чего тут завис?» ― «Понимаешь, я сейчас нажму на кнопку включения, и у меня все зальется зеленым ватсапом с массой вопросов, с массой всякой ерунды. Мой мозг опять загрузится, и я вернусь. Я сижу и думаю, может заплатить денег и снова уйти на Северный полюс?»

Белые медведи на пути на Северный полюс

― Получается, в путешествиях с людей слетает шелуха? Они делают людей какими-то настоящими, вне своих социальных статусов: мать, отец, бизнесмен, богач. Просто человек, какой он есть на самом деле.

― Да. Люди у нас бывают очень непростые. Многие приезжают со своей охраной и прилетают на собственных самолетах. Первый день еще маски не сняты, а потом все понимают, что все здесь плюс-минус такие же. Самолетом никого не удивить. И человек возвращается в какое-то свое правильное состояние. Это то, что потом помнят, что ты мог себе позволить расслабиться. Ощутить, где ты находишься. Куда идешь. Узнать людей вокруг.

У нас в этом году была одна девушка. Ей 26 лет. Попала она к нам благодаря конкурсу студенческих предпринимательских проектов. Мне предложили подарить главный приз победителю конкурса. Финал проходил на «ВТБ-Арене». Победителя определяли голосованием в режиме реального времени. А путешествие на Северный полюс ― главный приз. В итоге на вершине оказалась Элеонора Зеленова из Университета науки и технологий МИСИС.

Она разрабатывает конструкцию для регенерации нервной ткани спинного мозга. Есть люди, которые прикованы к инвалидным коляскам, и им не могут сделать операцию, потому что повреждения уже на очень тонком уровне. Элеонора изобрела такую конструкцию, которая накладывается на позвоночник на месте перелома и начинает прорастать через позвоночник. Если она доработает этот проект, люди могут встать с коляски, вы представляете?

И вот ей объявляют, что главный приз ― поездка на Северный полюс. И когда я к ней подхожу, она мне на ухо говорит: «Правда, что ли?». Отвечаю: «Правда. Я тебя еще в экспедиционную команду включу, ты у меня еще работать будешь».

Потом я ее представил на ледоколе. Элеонора вышла на сцену, рассказала о своем изобретении. Ей нужны инвестиции, немалая сумма, около 40 млн рублей. На борту я провел благотворительный аукцион, не говоря, куда пойдут эти деньги. После объявил, что собранную сумму, больше 10 млн рублей, передаю Элеоноре. Кстати, потом и те, кто ничего на аукционе не купил, перевели ей деньги. Очень надеюсь, что у нее все получится, потому что это сделает счастливыми многих людей на земле.

Льды

Уже сложно назвать это все бизнесом. Я не бравирую, но хочется показать людям, что деньги в жизни ― не главное. А если они есть, то их можно использовать на добрые дела.

― Как бы вы хотели провести свою старость: где-нибудь в экспедициях или где-нибудь в тихом дачном месте?

― Знаете, по какому критерию я отбираю людей в команду? Меня интересует не их образование, не их социальный статус, главный вопрос — этот человек любопытный или нет?

Это я подхожу к ответу на наш вопрос. У меня было много друзей, которые все продали и уехали куда-нибудь в Монако. Молодцы, уехали, живут там. И потом что получается? Молодой, красивый, загорелый, но уже не с нами. Как только ты бросаешь заниматься делом, как только ты перестаешь быть любопытным, как только твой мозг перестает работать, это сразу дорога на кладбище.

Конечно, я всегда что-то буду делать, что-то буду придумывать. Никаких лежаков на Средиземном море не будет. Нет, нет, нет, не дождетесь.


Ссылка на материал: https://xn--b1afab9anqfdfg9c.xn--p1ai/article/cel-severnyj-polyusbrkto-i-zachem-puteshestvuet-na-vershinu-planety



Партнеры и ассоциации

Ассоциация туроператоров России (АТОР) Золотая Черепаха Российский Союз Туриндустрии Clean Up Svalbard Authentic hotels and cruises Арктика 21 век Polar bear international Национальный парк «Русская Арктика»
Позвонить Telegram Онлайн чат